ВЕРОНА | ШОПИНГ | РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Из Вероны начинается живописная дорога, пролегающая среди виноградников, оливковых и лимонных рощ вдоль берегов самого крупного итальянского озера Гарда, которое воспел еще лорд Байрон. Озеро вполне сопоставимо с полноценным средиземноморским курортом, правда, среди живописных Доломитовых гор – предгорий Альп. Об озере Гарда будет отдельный пост, в этот раз я расскажу о своей короткой поездке в не менее известную и красивую Верону.

Поездка получилась спонтанной – я отдыхала на озере Гарда и подумала, что можно совместить приятное с полезным, тем более, что город находится всего в 44 километрах от озера. По восточному побережью озера курсируют регулярные автобусы №162 и №163, которые не только соединяют между собой озерные городки и деревни, но и Верону с озерным краем. От самого последнего, северного города озера – Рива-суль-Гарда – до Вероны время в пути составит не менее 2,5 часов, поэтому нужно заранее рассчитывать маршрут, определяя места, которые планируете посетить в городе, чтобы успеть на обратный автобус. Автобусы доставляют непосредственно до площади Бра (Piazza Bra), откуда целесообразно начать осмотр города, поскольку фактически это и есть центр.

Итак, для большинства людей прекрасная Верона ассоциируется с героями пьесы «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Достоверность истории возлюбленных доподлинно не установлена, однако приметы исторического фона и жизненные мотивы, присутствующие в итальянской основе сюжета, сообщают определённое правдоподобие повести о веронских влюблённых. Античным аналогом трагедии верных влюблённых является история Пирама и Фисбы (Pyramus and Thisbe), рассказанная в «Метаморфозах» римским поэтом Овидием в начале нашей эры.

ПЛОЩАДЬ БРА | РИМСКИЙ АМФИТЕАТР | ВОРОТА БРА | ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ

Верона гордится эпитетом «благородный» применительно к себе, однако город отличается живой, энергичной атмосферой, подогреваемой многочисленными туристами, приезжающими в озерный край, а также близостью Доломитовых гор и рекой Адидже, которая протекает через город.

 

Итак, автобус привез непосредственно к площади Бра (Piazza Bra), откуда начался осмотр города. Первое, что сразу же бросается в глаза – римский амфитеатр – Арена ди Верона (Arena di Verona), постройка которого датируется 100 г. до н.э. Римская арена представляет собой амфитеатр, вмещающий до 22 000 зрителей, где в летний сезон проводятся оперные и театральные постановки всемирно известных артистов, певцов и театральных трупп. Представления Арены крайне популярны среди итальянцев и гостей города – билеты бронируются за несколько месяцев до даты спектакля. Интересно, что из-за землетрясения, случившегося в 1183 году, только четыре внешние арки амфитеатра сохранились, при этом 74 внутренние арки остались невредимыми.

Площадь Бра довольно большая и интересная. Например, через дорогу от площади Бра, напротив сквера с фонтаном и памятником Виктору Эммануилу II (Vittorio Emanuele II) – первому королю объединенной Италии, расположены ворота Бра (I portoni della Brà) – часть общегородской стены, которая была построена еще в начале XIV века. До этого момента на месте ворот Бра была арка под названием Braida, которая была частью общегородской стены. Упоминание об этой арке относится к 1257 году. В период правления Джана Висконти арка была перестроена в двустворчатые ворота, соединяющие Кастельвеккио (Castelvecchio) – фортификационное сооружение на берегу реки Адидже, и оборонительную цитадель (Porta Cittadella). До конца XIX века внешний облик ворот претерпевал множество изменений. В настоящее время ворота состоят из двух арок, нижняя часть ворот выполнена из мрамора, а верхняя зубчатая – из красного кирпича. Между арками расположены старинные часы 1872 года, а справа от ворот, если стоять лицом к площади Бра, расположена оборонительная башня Торе Пентагона (Torre Pentagona). Также на арке справа со стороны площади Бра установлен бюст Уильяма Шекспира, который прославил город на весь мир.

 

Как вы могли заметить, тема городской стены проходит красной нитью через историю города. Верона всегда занимала важное геополитическое положение на карте Северной Италии – здесь пересекались важные дороги, поэтому город был вынужден обеспечить себе надежную защиту от врагов и завоевателей. В течение 20 веков в городе выстраивалась удивительная система из стен, башен, замков и защитных сооружений, которые впоследствии стали архитектурным и историческим наследием города.

верона
верона
верона

ПЛОЩАДЬ ЭРБЕ | КИТОВАЯ КОСТЬ | ДОМ ТОРГОВЦЕВ

Далее, следуя вглубь города по улице Маццини (Via Guisseppe Mazzini) невозможно остаться равнодушным огромному количеству бутиков, антикварных лавок и магазинов. Так, я открыла для себя итальянский бренд сумок и аксессуаров «Carpisa», который довольно скудно представлен в России. Меня привлекли дамские сумки с оригинальным дизайном и интересными цветами, поэтому я зашла внутрь фирменного бутика. Меня приятно удивили цены и ассортимент – начиная с самого низкого ценового сегмента, заканчивая очень качественными кожаными сумками, которые стоили несколько сотен евро. Мне в глаза сразу же бросилась небольшая сумочка из искусственной кожи, выполненная в сиреневых тонах, с золотой фурнитурой. Я вертела ее в руках, цена была приятной – всего 29 евро. Немного подумав, я поставила ее на полку, решив, что нужно пройтись по городу, и если после прогулки желание купить не пропадет, обязательно она станет моей.

С улицы Маццини я свернула налево, попав на улицу Via Cappello, которая плавно перетекла в площадь Эрбе (Piazza Erbe), разместившуюся на месте древнего римского форума – сейчас это самый красивый и оживлённый городской рынок. На площади расположена башня Ламберти (Torre dei Lamberti), строительство которой началось в 1172 году по приказу знатной семьи Ламберти, о которой сегодня ничего не известно. Был выбран типичный для того времени романский стиль, когда ряды кирпича чередуются с туфом. Изначально высота башни составляла 37 метров. В 1295 году башня получила два колокола — Ренго и Марангона — и стала называться «Башней Колоколов». В 1403 г молния разрушила верхушку башни, но масштабные работы по восстановлению начались в 1448 году и продлились 16 лет. В этот период в верхней части здания была добавлена восьмиугольная звонница из кирпича и белого мрамора, так, башня выросла в высоту и достигла 84 метров. В 1779 году на здании были размещены часы, призванные заменить остановившиеся часы, расположенной неподалеку башни Гарделло. С 1972 года башня открыта для посещения: можно подняться до звонницы и полюбоваться невероятно красивым видом на город и его окрестности. Башня открыта для посещения в любой день по единому билету расположенной неподалеку Галереи современного искусства. До смотровой площадки и звонницы посетители могут добраться по лестнице (368 ступенек, следующих вдоль внутреннего периметра башни) или на комфортабельном стеклянном лифте, который позволяет любоваться архитектурными красотами строения.

В центре площади помимо многочисленных торговых рядов с овощами, фруктами, сувенирами и венецианскими масками стоит красивый фонтан Мадонны (Fontanna di Madonna), построенный в 1368 году скульптором Джованни ди Риджино, известный по многим другим работам в Вероне. Также на площади размещена белая мраморная колонна, поверх которой находится лев Святого Марка, символ Республики ВенецияColonna di San Marco. В самом начале площади находится Дом торговцев (Domus Mercatorum), который был построен в 1210 году для размещения местной ассоциации (гильдии) торговцев. Изначально дом был выполнен из дерева, а в 1301 году был перестроен в камне. Гильдия торговцев выступала в качестве судьи и посредника в случае споров между торговцами и производителями. Дом претерпевал множество изменений и реставраций, пока в конце XIX века не обрел современный вид – фасад с несколькими окнами и мерлонами, а также портик, поддерживаемый колоннами и пилястрами.

Еще одним интересным объектом площади Эрбе является арка, соединяющая мэрию и жилые дома (Arco della Costa). В эпоху средневековья и эпохи Возрождения дорожка над аркой обеспечивала безопасный проход для судей и магистратов между мэрией и их жилыми помещениями, так что им не нужно было общаться с городскими жителями. Интересной особенностью арки является ребро кита, которое подвешено в центре арки в проходе между площадью Эрбе и площадью Синьори (Piazza dei Signori). Предполагается, что китовое ребро стало частью арки в 1700-х гг., однако некоторые историки считают, что оно появилось гораздо раньше – в XV веке. 

erbe
erbe
erbe
erbe
erbe
erbe
erbe
erbe
erbe
erbe
erbe
erbe

КАМЕННЫЙ МОСТ | ЗАМОК САН-ПЬЕТРО | ОБЗОРНАЯ ПЛОЩАДКА

Мне хотелось осмотреть город с высоты, чтобы сделать панорамные фотографии, поэтому я направилась к бесплатной обзорной площадке, расположенной на другом берегу реки Адидже на территории замка Сан-Пьетро (Castel San Pietro). По пути мне встретилась красивая готическая церковь Святой Анастасии (Chiesa di Santa Anastasia), которая была построена в период с 1290 по 1481 гг. Чтобы попасть на противоположный берег реки, мне нужно было пройти по старинному Каменному мосту Понте Пьетра (Ponte Pietra), который был построен аж в 89 году до н. э. Изначально мост назывался «Мармореус», а позднее после перестроек получил своё текущее название. С одной из сторон моста возведена сторожевая башня. Длина моста составляет 120 метров. В 1945 году при отступлении из города немецкой армии мост был полностью разрушен, как и остальные мосты города. В 1957 году каменный мост был восстановлен с использованием оригинальных фрагментов, поднятых со дна реки.

Замок Сан-Пьетро (Castel San Pietro) расположен на холме. По мнению некоторых ученых, этот холм, вероятно, являлся местом первых поселений Вероны еще до колонизации римлянами. Предположительно в I веке до н.э. здесь был построен храм Сан-Пьетро, который дал название холму, а позднее, в конце IX века была построена крепость. Имя Сан-Пьетро не связано с апостолом Святым Павлом, а относится к местному мученику и покровителю города, который жил в этом районе. В 1398 году на месте крепости и храма Сан-Пьетро Джаном Висконти был построен одноименный замок. На протяжении четырех веков замок был жилым, вплоть до 1801 года, когда французские солдаты частично его уничтожили в ходе военных действий. В 1840 году австрийцы полностью уничтожил замок вместе с церковью. В 1851 году австрийский полковник и инженер Петраш спроектировал новое здание в романским стиле Возрождения, который, вероятно, наиболее подходил для военного здания. Строительство завершилось в 1856 году, в настоящее время замок выглядит согласно проекту Петраша. Начиная с 1932 года, здание принадлежит городу, но закрыто для посещений из-за плачевного состояния. До сих пор администрация города не может определить назначение этого здания. Тем не менее, около замка расположена уникальная смотровая площадка, с которой виден весь город. С высоты Верона выглядит как очень плотная застройка каменных домов с оранжево-красной черепицей, на фоне которых выделяются некоторые доминанты – башни и купола соборов. Разумеется, я сделала несколько фотографий, немного отдохнула на лавочке, чтобы отправиться обратно – к центру города.

verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР | ЕДА | ДОМ ДЖУЛЬЕТТЫ

Я возвращалась с обзорной площадки замка Сан-Пьетро по Каменному мосту, после чего свернула направо и отправилась посмотреть главный католический собор Вероны – Кафедральный собор (Duomo di Verona), который также называют собором Санта-Мария-Матриколаре. Историки утверждают, что первые религиозные здания и церковь на этом месте появились еще в IV в.н.э., когда жил Сан-Зено (епископ Зенон) – святой покровитель города. В V в.н.э. к собору была пристроена еще одна церковь, которая соединялась с первой – оба сооружения сильно пострадали в результате землетрясения 1117 года, когда город был практически целиком разрушен. Строительство собора началось в 1120 году и закончилось в 1187 году. В середине XV века собор надстраивался и изменялся, в результате чего приобрел готические черты. Начиная с XVI века, никакие существенные изменения больше не производились. Археологические исследования и раскопки говорят в пользу того, что фактически Кафедральный собор – это не одно церковное здание, а ряд религиозных построек с различными функциями, построенных в разные эпохи, которые исторически и архитектурно тесно связаны между собой. На площади перед собором в несколько сотен квадратных метров расположен кафедральный собор, колокольня, церковь Сан-Джованни-ин-Фонте, церковь Святой Елены, библиотека и епископство. Таким образом, площадь Дуомо (Piazza Duomo) – место, где слились воедино два тысячелетия истории города.

Время было уже послеобеденное, поэтому чувство голода преследовало меня, мешая наслаждаться красотами города. Я зашла в небольшую таверну на одной из небольших улиц около площади Эрбе и решила попробовать нечто аутентичное. Готовясь к поездке, я выяснила, что местная кухня весьма интересная и разнообразная, впрочем, многие блюда Северной Италии я считаю очень вкусными и достойными. Из обширного меню я выбрала биголи, сваренные в рыбном бульоне с томатами, изюмом, кедровыми орешками и сыром, а также поленту с гарниром из маринованной форели. Из напитков я заказала бокал красного сухого вина Вальполичелла (Valpolichella)  - винный регион в области Венето. Наверное, кое-что нужно прояснить: биголи – вид длинных, толстых итальянских макаронных изделий, которые полые внутри. Полента – сытная каша из кукурузной муки, которая обычно дополняется мясным или рыбным гарниром. Оба блюда показались мне чрезвычайно вкусными и сытными, несмотря на кажущуюся простоту. Впрочем, это фишка всей итальянской кухни.

Далее мой путь лежал к дому Джульетты (Casa di Giulietta), который расположился на улице Cappello (Via Cappello, 23). Я вновь прошла через площадь Эрбе и буквально через пару минут вышла к нужной арке. Всем известно, что в Вероне есть дом, где жила легендарная семья Капулетти, в которой родилась одна из самых романтичных и известных героинь – Джульетта. Известно, что прообразом семьи Капулетти была реально существовавшая семья Каппело – не зря улица, где стоит дом, носит одноименное название. Герб семьи Каппелло в виде мраморной шляпы расположен на арке, ведущей во внутренний двор дома. В 1667 году дом вместе с несохранившейся башней был продан одним из представителей рода Каппелло и затем неоднократно менял хозяев. Дом полностью обветшал и был выставлен хозяевами в 1907 году на аукцион. Его приобрёл муниципалитет для устройства в нём музея, посвящённого шекспировской пьесе, но длительное время дом продолжал находиться в запустении.

Активные реставрационные работы по приданию дому соответствующего легенде романтического вида начались после выхода в 1936 году фильма Джорджа Кьюкора «Ромео и Джульетта», вызвавшего к нему большой интерес. Кирпичный фасад был украшен декоративными элементами и дополнен балконом Джульетты. Была произведена частичная реконструкция ряда строений, выходящих во внутренний двор дома. Сам дворик также был перестроен. В 1972 году во внутреннем дворике была установлена бронзовая статуя Джульетты работы веронского скульптора Нерео Костантини (Nereo Costantini). Реставрационные работы проводились в несколько этапов: в 1930-х, 70-х и 90-х годах. На заключительном этапе в доме была воссоздана атмосфера эпохи Треченто: художественные орнаменты потолков и стен выполнили по образцам XIV века, на стены поместили подлинные фрески того периода, перенесённые из разрушенных зданий. В 1997 году был открыт музей для посетителей.  

К сожалению, мне не удалось толком рассмотреть внутренний двор и дом Джульетты, а также прикоснуться к бронзовой статуе девушки, потому что собралась огромная толпа и очередь в музей. Поскольку я была ограничена во времени, то решила не ждать, а отправиться в следующий пункт назначения. Когда я выходила через арку, то обратила внимание на стены, которые были сплошь исписаны именами и признаниями – видимо, это тоже некая хорошая примета.

verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona

САД ДЖУСТИ | ШОПИНГ

Поглядев на часы и оценив шансы посмотреть что-то еще, я сделала выбор в пользу Сада Джусти (Palazzo e Giardino Giusti). Сад Джусти – дворцово-парковый комплекс, построенный в конце XVI века на склоне холма у восточной окраины города. История сада начинается в пятнадцатом веке, когда тосканская семья Джусти переехала в Верону, чтобы заниматься покраской шерсти. Во второй половине XVI века граф Агостино Джусти занялся восстановлением земли за своим дворцом, тем самым воссоздав типичный тосканский сад эпохи Возрождения в Вероне.

Сразу после входа в сад открывается зеленая зона, разделенная на две части кипарисовым проспектом (аллеей). Слева находится итальянский сад, украшенный цветниками и надгробными плитами; справа – деревья,  фонтаны, статуи. Кипарисовый проспект кажется длиннее, чем он есть на самом деле, и завершается входом в одну из пяти пещер, вырытых в скале. В саду также есть лабиринт из кустарников, довольно маленький по размеру, но сложный. Он считается одним из самых старых в Европе –  созданный в XVI веке, он был модернизирован веронским архитектором Луиджи Трецца в 1786 году. Из колокольни, расположенной рядом с утесом, большая винтовая лестница ведет на террасу бельведера и верхний сад, откуда открывается панорамный вид на сад, а также на прилегающие дома города.

После посещения сада времени оставалось немного – уже темнело, поэтому до отправления автобуса на озеро я решила вернуться в магазин «Carpisa», чтобы все-таки купить ту самую сумочку в сиреневых тонах. Надо сказать, что я довольна этой покупкой по сей день: несмотря на то, что сумка выполнена из искусственной кожи, я ношу ее уже третий год. За это время она не потеряла свой вид, а фурнитура по-прежнему выглядит как новая. Более того, один знакомый итальянец, когда был в Москве, сделал комплимент этой сумке, сказав, что она очень bella, выглядит стильно и дорого. Пришлось признаться, что она итальянского производства. Как говорится, дурак дурака видит издалека.

Но на этом мой шопинг не закончился! Неожиданностью для меня стал тот факт, что в Вероне можно очень интересно совершать покупки, потому что здесь, в туристическом центре города, сосредоточено очень много маленьких семейных магазинов, продукция которых отличается высочайшим качеством, а также всевозможные секонд-хенды. В один из секонд-хендов я зашла буквально на минутку, подкупившись невероятной обувью и платьями, которые смотрели на меня с витрины. В итоге, я, как знатная шмоточница, провела в магазине около часа, примеряя всевозможные одежды известнейших брендов, причем не только итальянских. У меня был шок – цены были ничтожно маленькими, правда, была проблема с размерами. Видимо, такие магазины пользуются популярностью у итальянцев, потому что народ постоянно приходил и уходил. Я нашла там шикарный жакет от одного японского бренда, который в неношеном состоянии стоит несколько сотен евро, в то время как в этом магазине его цена составляла 21 евро. Он был шикарного молочного цвета прямого покроя до середины бедра, но была одна большая проблема – размер. Он ужасным образом висел на мне. И как бы я себя не уговаривала, что можно ушить или поправиться, я понимала, что это не решит проблему. С огромным сожалением я повесила его обратно.

Пожалуй, если бы у меня было больше времени, то я бы потратила его с огромным удовольствием, посетив еще многие места Вероны, а также некоторые магазины и бутики. Если честно, я не ожидала, что город оставит столь приятное ощущение – в нем есть непередаваемая атмосфера расслабленности, а также удивительная гармония в архитектурном облике – здесь все как будто слилось воедино, нет зданий, выбивающихся из общей картины. Подводя итог, я очень рекомендую этот город для посещения. В принципе, будет достаточно 2 – 3 дней, однако, если арендовать машину, то можно придумать еще массу развлечений, включающих посещение озера Гарды и всевозможных национальных парков, расположенных в горах.

verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona
verona

При публикации и копировании материалов ссылка на Margot Travels a Lot обязательна.

Москва, Россия | lisyaistvo@mail.ru